Что такое текучесть кадров?
Текучесть кадров — один из ключевых показателей в работе с персоналом. Он показывает частоту увольнения сотрудников за определенный период времени (например, год).
Посчитать его можно по формуле:
количество рабочих и специалистов, покинувших фирму за определенный период / численность работников (принято брать среднесписочную за тот же срок) x 100%
Естественная текучесть, то есть соответствующая средним показателям — 3-10% в год, для производственного персонала — 15-20%. Причинами увольнения в рамках естественной текучести чаще всего становятся личные обстоятельства сотрудников, связанные с переездом, сменой профессиональной деятельности или, например, выходом на пенсию.
Высокая текучесть — красный флаг, сигнализирующей о том, что какие-то внутренние процессы дали сбой. Сотрудники уходят в большом количестве (за год меняется больше 20% состава) — и связывают это со следующими факторами:
Кроме того, высокая текучесть может быть показателем неэффективного подбора — в компанию попадают неподходящие сотрудники.
- низкими зарплатами (неконкурентными в рамках рынка)
- непрофессиональной работой управляющего звена
- плохим климатом в коллективе
- перегрузкой (в том числе связанной с "горячими сезонами")
- тяжёлым физическим трудом (актуально для производственного персонала) и другими рабочими обстоятельствами.
Кроме того, высокая текучесть может быть показателем неэффективного подбора — в компанию попадают неподходящие сотрудники.
Высокая текучесть становится причиной высоких расходов на подбор и адаптацию новых сотрудников, снижения продуктивности и репутации, а в рамках работы с производственным персоналом ещё и причиной простоя.
Чем выше дефицит кадров на рынке, тем дороже обходится работодателю текучка. По данным сервиса HeadHunter (февраль, 2025), сейчас конкуренция на рынке производственного персонала носит умеренный характер, а в розничной торговле и ритейле сохраняется острый дефицит сотрудников.
Чем выше дефицит кадров на рынке, тем дороже обходится работодателю текучка. По данным сервиса HeadHunter (февраль, 2025), сейчас конкуренция на рынке производственного персонала носит умеренный характер, а в розничной торговле и ритейле сохраняется острый дефицит сотрудников.

Проблемы, связанные с высокой текучестью кадров на производстве:
- расходы на поиск замены: траты на рекрутинг, период адаптации сотрудника, а также переобучение (да, требуется оно не всегда, но в рамках высокой конкуренции на рынке «синих воротничков» и найме молодых специалистов, нужно держать в голове и этот потенциальный источник вложений);
- снижение качества работы: новички совершают больше ошибок;
- простой оборудования, который может обходиться в сотни тысяч рублей в день;
- снижение мотивации в коллективе: высокая текучесть кадров негативно влияет на общее настроение сотрудников, повышает уровень тревожности, что в свою очередь влияет на эффективность работы — даже если в коллективе у вас только суровые, прошедшие сквозь огонь, воду и медные трубы мужчины;
- наконец, возможные репутационные потери: в рамках высокой текучести кадров всегда есть риск не заметить затаившего обиду сотрудника и в результате получить множество негативных отзывов. Это негативно скажется на найме: по данным сервиса SuperJob, 8 из 10 соискателей проверяют работодателя перед трудоустройством.
Сколько на этом теряет бизнес
Если посчитать все прямые и косвенные расходы, то мы получим сумму от 100 000 рублей до нескольких миллионов. Каждый месяц компания тратит деньги на:
- зарплаты рекрутёров — медианная зарплата рекрутера в марте 2025 года 60 000 рублей,
- уплату налогов,
- поиск сотрудников (в том числе — на оплату площадок для размещения вакансий и рекламного продвижения: например, размещение одной вакансии на HH по тарифу «Стандарт» будет стоить 4 770 рублей, а рекламное продвижение для сбора достаточного количества откликов обойдётся не менее, чем в 50 000 рублей),
- простои из-за затянувшегося поиска,
- ошибки найма (в районе 20% нанятого персонала уходит в первые 3 месяца).
Экономия бюджета
Чтобы сократить расходы, можно обратиться к услугам аутсорсинговой компании для найма производственного персонала.
Аутсорсинг — это
- гибкость: можно сократить штат в несезон или, наоборот, масштабировать его без дополнительных налоговых трат и рисков;
- скорость подбора;
- гарантия «замены»;
- снижение расходов на мотивацию и «плюшки» — это лежит в зоне ответственности привлекаемой компании;
- снижение расходов на логистику, закупку спецодежды: чаще всего аутсорсинговая компания берёт на себя все вопросы, которые касаются доставки сотрудников до объекта, обеспечения инструментом и формой, проживанием.
В ГК «Бизнес Процесс» также работает Служба качества: отдел, который регулярно собирает обратную связь сотрудников — это позволяет на ранних этапах увидеть потенциальную сложность, снизить уровень тревоги или негативной реакции, предупредить увольнение. Представитель Службы также проводят welcome и exit-интервью, что позволяет корректировать систему адаптации сотрудников, а также систему подбора персонала.
Наши контакты:
- 8 (933) 900-55-30
- info@spboutsourcing.ru