Текучесть кадров: как бизнес теряет миллионы – и можно ли с этим бороться
Что такое текучесть кадров?
Текучесть кадров — один из ключевых показателей в работе с персоналом. Он показывает частоту увольнения сотрудников за определенный период времени (например, год).
Посчитать его можно по формуле:
количество рабочих и специалистов, покинувших фирму за определенный период / численность работников (принято брать среднесписочную за тот же срок) x 100%
Естественная текучесть, то есть соответствующая средним показателям — 3-10% в год, для производственного персонала — 15-20%. Причинами увольнения в рамках естественной текучести чаще всего становятся личные обстоятельства сотрудников, связанные с переездом, сменой профессиональной деятельности или, например, выходом на пенсию.
Высокая текучесть — красный флаг, сигнализирующей о том, что какие-то внутренние процессы дали сбой. Сотрудники уходят в большом количестве (за год меняется больше 20% состава) — и связывают это со следующими факторами:
низкими зарплатами (неконкурентными в рамках рынка)
непрофессиональной работой управляющего звена
плохим климатом в коллективе
перегрузкой (в том числе связанной с "горячими сезонами")
тяжёлым физическим трудом (актуально для производственного персонала) и другими рабочими обстоятельствами.
Кроме того, высокая текучесть может быть показателем неэффективного подбора — в компанию попадают неподходящие сотрудники.
Высокая текучесть становится причиной высоких расходов на подбор и адаптацию новых сотрудников, снижения продуктивности и репутации, а в рамках работы с производственным персоналом ещё и причиной простоя.
Чем выше дефицит кадров на рынке, тем дороже обходится работодателю текучка. По данным сервиса HeadHunter (февраль, 2025), сейчас конкуренция на рынке производственного персонала носит умеренный характер, а в розничной торговле и ритейле сохраняется острый дефицит сотрудников.
Проблемы, связанные с высокой текучестью кадров на производстве:
расходы на поиск замены: траты на рекрутинг, период адаптации сотрудника, а также переобучение (да, требуется оно не всегда, но в рамках высокой конкуренции на рынке «синих воротничков» и найме молодых специалистов, нужно держать в голове и этот потенциальный источник вложений);
снижение качества работы: новички совершают больше ошибок;
простой оборудования, который может обходиться в сотни тысяч рублей в день;
снижение мотивации в коллективе: высокая текучесть кадров негативно влияет на общее настроение сотрудников, повышает уровень тревожности, что в свою очередь влияет на эффективность работы — даже если в коллективе у вас только суровые, прошедшие сквозь огонь, воду и медные трубы мужчины;
наконец, возможные репутационные потери: в рамках высокой текучести кадров всегда есть риск не заметить затаившего обиду сотрудника и в результате получить множество негативных отзывов. Это негативно скажется на найме: по данным сервиса SuperJob, 8 из 10 соискателей проверяют работодателя перед трудоустройством.
Сколько на этом теряет бизнес
Если посчитать все прямые и косвенные расходы, то мы получим сумму от 100 000 рублей до нескольких миллионов. Каждый месяц компания тратит деньги на:
зарплаты рекрутёров — медианная зарплата рекрутера в марте 2025 года 60 000 рублей,
уплату налогов,
поиск сотрудников (в том числе — на оплату площадок для размещения вакансий и рекламного продвижения: например, размещение одной вакансии на HH по тарифу «Стандарт» будет стоить 4 770 рублей, а рекламное продвижение для сбора достаточного количества откликов обойдётся не менее, чем в 50 000 рублей),
простои из-за затянувшегося поиска,
ошибки найма (в районе 20% нанятого персонала уходит в первые 3 месяца).
Экономия бюджета
Чтобы сократить расходы, можно обратиться к услугам аутсорсинговой компании для найма производственного персонала.
Аутсорсинг — это
гибкость: можно сократить штат в несезон или, наоборот, масштабировать его без дополнительных налоговых трат и рисков;
скорость подбора;
гарантия «замены»;
снижение расходов на мотивацию и «плюшки» — это лежит в зоне ответственности привлекаемой компании;
снижение расходов на логистику, закупку спецодежды: чаще всего аутсорсинговая компания берёт на себя все вопросы, которые касаются доставки сотрудников до объекта, обеспечения инструментом и формой, проживанием.
В ГК «Бизнес Процесс» также работает Служба качества: отдел, который регулярно собирает обратную связь сотрудников — это позволяет на ранних этапах увидеть потенциальную сложность, снизить уровень тревоги или негативной реакции, предупредить увольнение. Представитель Службы также проводят welcome и exit-интервью, что позволяет корректировать систему адаптации сотрудников, а также систему подбора персонала.